Лабораторная работа динамическая и статическая работа мышц

Задачи: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения; привлечь знания других предметов; обобщить знания об органах чувств.

I. Повторение знаний об органах чувств и анализаторах. (Групповая работа учащихся с проверочными заданиями типа «Проверьте свои знания», «Подумайте». Контроль выполненных работ. Может быть организована игра «Вертушка» и т.д.)

1. Чувствительность анализаторов, их взаимозаменяемость. (Рассказ учителя или сообщения учащихся; беседа о пороге чувствительности с демонстрацией опытов.)

2. Глаз человека – оптический прибор. (Рассказ учителя или сообщение учащихся. В случае интегрированного межпредметного урока, этот материал рассказывает учитель физики, сопровождая его демонстрацией опытов, таблиц и т.д. Могут быть привлечены видеоматериалы.)

3. Цветоощущение. Расстройства цветового зрения человека. Цветовое зрение животных. Роль цветоощущения в восприятии природы, явлений. (Рассказ учителя с использованием произведений изобразительного искусства.)

4. Выводы о взаимозаменяемости и связях органов чувств (анализаторов), порогах чувствительности, аномалиях. Словарная работа. (Беседа с учащимися; работа с рисунком в учебнике; словарная работа; формулирование выводов.)

– называть части опорно-двигательной системы (скелет, мышцы), основные отделы скелета (кости) и группы мышц;
– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; характеризовать приспособленность;
– знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, влияние физического труда и спорта на ее формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;
– характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц;
– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;
– научиться соблюдать правильную осанку;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;
– устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека;
– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

Урок 1. Система опоры и движения, ее функции. Значение и строение скелета.
Уроки 2–3. Строение, свойства костей; типы их соединений.
Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Урок 5. Мышцы, их строение и функции.
Урок 6. Работа мышц.
Урок 7. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
Урок 8 (обобщающий). Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы.

Задачи: расширить знания учащихся о строении и функциях скелета; научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

I. Актуализация знаний об опорно-двигательной системе млекопитающих животных. (Беседа о строении скелета, отделах, их составе. Работа с таблицей, моделями скелетов животных.)

1. Значение опорно-двигательной системы человека. Значение скелета, его состав. (Беседа с учащимися с использованием таблицы «Скелет человека», мобилизация знаний о скелете животных.)
2. Общий обзор скелета человека.

3. Позвоночник, его особенности. Строение позвонка. (Рассказ учителя с элементами беседы; практическая работа по изучению строения позвонков.)

5. Сходство и различия между скелетами человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа учащихся с моделями, таблицами, текстом и рисунками учебника по выявлению особенностей скелета человека, связанных с его прямохождением и трудом.)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Беседа с учащимися с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

III. Закрепление знаний о скелете человека. (Беседа о взаимосвязи строения скелета и его функций. Выполнение заданий рубрики «Какие утверждения верны?» на с. 126. Задание из рабочей тетради.)

IV. Задание на дом: повторить «Соединительные ткани», изучить материал учебника; подготовиться по заданиям рубрик «Выберите правильный ответ», «Подумайте», «Проверьте свои знания».

Задачи: обобщить знания учащихся об основных функциях и особенностях опорно-двигательной системы; выяснить строение и химический состав костей, обеспечивающих выполнение функций; изучить типы соединения костей.

Оборудование: модели скелета и черепа человека; натуральные кости и их распилы; прокаленные и декальцинированные кости; таблица «Строение костей и типы их соединений»; видеоматериалы.

I. Повторение материала о скелете человека по заданиям учебника в рубриках: «Проверьте свои знания», «Подумайте», «Выберите правильный ответ». (Формы опроса, организация работы учащихся – по выбору учителя.)

1. Формы костей скелета человека. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов. Беседа с учащимися о роли форм костей в обеспечении функций скелета. Связь с физикой.)

Лабораторная работа «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости». Беседа по проблеме: «Благодаря чему кости обладают упругостью, эластичностью и прочностью?»

Лабораторная работа «Микроскопическое исследование костной ткани» (проводят 2 человека или класс). На основании наблюдений и изучения рисунков учебника учащиеся должны придти к выводу, что костная ткань является видом соединительной ткани.

3. Строение костей, их функции. (Самостоятельная работа учащихся с распилами костей, текстом учебника на с. 117. Беседа по вопросам: «Что обеспечивает скелету выполнение функций опоры и защиты?», «Почему кость трудно сломать?»)

Строение сустава. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, моделями сустава. Беседа по результатам работы с использованием рисунков учебника и таблицы. Изображение в тетради схемы строения сустава.)

IV. Задание на дом: изучить текст, записи в тетради. Подготовить сообщения об антропологии, пропорциях тела и лица (Зверев И. К. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – материал о Н.И. Пирогове).

Задачи: на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм системы опоры и движения; научить учащихся оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Оборудование: модель скелета человека; таблица «Строение костей и типы их соединения; простейшие шины (дощечки, палочки, линейки), перевязочный материал для демонстрации приемов оказания первой помощи.

I. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений, особенностях строения скелета. (Усложненный опрос учащихся с использованием скелета человека: устные ответы о строении и составе скелета, типах соединения костей, строении сустава; взаимоконтроль по заданиям к рубрикам; задания рабочей тетради; биологический диктант.)

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательной системы. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения костей, суставов. Практическая работа школьников «Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, вывихах суставов». Беседа по итогам практической работы с использованием скелета, торса человека. Проверка усвоения навыков.)

3. Переломы костей грудной клетки, черепа, позвоночника. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения плоских, трубчатых костей. Демонстрация приемов оказания первой доврачебной помощи на муляжах торса и скелета человека. Практическая работа школьников.)

4. Значение лечебной физкультуры и массажа в посттравматический период. Режим движения и нагрузок. (Рассказ учителя биологии или учителя физкультуры.)

2. Вставьте пропущенные слова в текст задания: «При повреждении и растяжении связок в суставе происходит . костей больше допустимой величины или изменение их обычного положения. При вывихах в суставе головка одной кости может . или выйти из . другой. Перелом – это . кости. Происходит такая патология в случае . направления действия нагрузки и изменения распределения на . кости. Переломы бывают . и . . При . переломе происходит повреждение не только . но и . и . » (приводятся примеры заданий).

А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

4. Проверка усвоения навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах скелета. (Групповая работа по выполнению заданий-задач с последующей защитой ответов.)

Задачи: обобщить и углубить знания учащихся о строении и свойствах мышечных тканей; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

I. Повторение материала о строении и росте костей, типах их соединений; взаимосвязи строения и функций сустава; мер первой помощи при повреждениях скелета. (Уплотненный опрос с элементами взаимоконтроля, фронтальной беседы.)

1. Строение скелетных мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, со схемой «Строение скелетной мышцы».)

2. Строение мышечных тканей, их свойства. (Лабораторная работа «Микроскопическое строение мышечных тканей человека». Обобщающая беседа по итогам лабораторной работы.

3. Основные группы мышц тела человека, их локализация, функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Мышцы человека». Беседа с использованием демонстрационной таблицы.)

Задачи: познакомить учащихся с условиями функционирования мышц; сформулировать знания о сокращении мышц, управлении их движением, утомлении мышц; повышении работоспособности мышц.

I. Проверка знаний о строении мышц, движении в суставах; рефлекторной дуге мышечного сокращения (коленного рефлекса или др.). (Опрос учащихся с использованием таблиц; фронтальная беседа о функциях и принципе работы нервной системы.)

2. Движение в суставах. Согласованность деятельности мышц сгибателей и разгибателей. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы о суставах с использованием таблицы, с привлечением знаний о рычагах из курса физики; рефлекторном принципе работы нервной системы.)

4. Утомление мышц. Условия повышения работоспособности мышц. (Рассказ учителя. Демонстрация опыта по развитию утомления: груз держится в вытянутой руке; груз ритмично опускается и поднимается этой же рукой. Сделать вывод на основании наблюдений скорости развития утомления при статической и динамической работе.)

5. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. (Рассказ учителя с демонстрацией опытов, раскрывающих влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Задания: палец сгибается в размеренном ритме, увеличиваем скорость движения пальца вдвое. Сделать вывод о наступлении утомления мышц, снижении работоспособности.

Движение пальцем с грузом, прикрепленным к динамометру: темп размеренный, груз 10 г; темп удвоен, груз 20 г. Сделать выводы о значении темпа и нагрузки для работоспособности мышц.)

1. Изобразить схему рефлекторной дуги для мышц-сгибателей и разгибателей.
2. Словарная работа. Объяснение сути и видов динамической и статической работы, их отличие.
3. Задания рубрик «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ».

IV. Задание на дом: изучить текст задания «Проверьте свои знания», «Подумайте»; подготовить сообщение о значении физических упражнений для правильного формирования и развития мышц, осанки человека.

Задачи: раскрыть условия правильного формирования системы опоры и движения, влияния физических упражнений, спорта и труда на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия и меры их предупреждения и исправления.

Оборудование: модель скелета, таблицы «Скелетные мышцы человека», «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение плоскостопия», «Предупреждение искривления позвоночника».

(Обсуждение вопросов по рубрикам «Проверьте свои знания» (игра-«цепочка»); «Подумайте»; работа с индивидуальными карточками-заданиями; знание строения скелета, мышц; объяснение причин снижения работоспособности мышц, развития утомления и др.)

1. Влияние физических упражнений на формирование и развитие системы опоры и движения. (Рассказ учителя с элементами беседы; сообщения учащихся о значении спорта, мышечной нагрузки.)

2. Зависимость интенсивного обмена веществ, функций систем дыхания и кровообращения от двигательной активности. (Рассказ-обобщение учителя.)

4. Осанка и здоровье человека. Правильная и неправильная осанка. Причины неправильной осанки. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление памятки о формировании правильной осанки.)

5. Предупреждение искривления позвоночника. Меры по его ликвидации. (Рассказ учителя, сообщение школьного врача, учителя физкультуры; демонстрация упражнений по исправлению осанки и искривления позвоночника.)

IV. Задание на дом: повторить тему «Опора и движение», подготовиться к обобщающему уроку; подготовить сообщение о спортивном долголетии.